МБОУ Окино-Ключевская средняя общеобразовательная школа
с. Окино-Ключи, Бичурский район, Республика Бурятия
  • О школе

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Окино-Ключевская средняя общеобразовательная школа

    В 2022-2023 учебном году в МБОУ Окино-Ключевская школа обучается 224 ученика, 12 классов-комплектов. Педагогический коллектив - 19 человек. 

    История школы

    Сто лет   отделяют  нас  от  того  момента,  когда  крестьянские  дети  села  Окино – Ключи  распахнули  двери  школьного  класса.

    В  своем  отчете  Троицкосавскому  Уездному  Управлению  в  октябре  1922 года волостной  староста  Алексеев  К. А.   сообщает: « … школа  открыта  в  селении  Окино – Ключи  в  текущем  году,  в  октябре  месяце. Учеников  в школе  20…»

    Содержание  учителя  - за  счет  казны,  а  общество содержит  помещение  под  школу,  квартиру  учителя  и  отопление. Много  усилий  пришлось  применить  для  того,  чтобы  приобщить староверов    к  учению.  Родители  неохотно  отдавали    детей  на  обучение,  оно  обходилось    им  дорого. Учились  дети  всего  3 – 4  месяца, посещаемость была очень плохой. Но  в  то  же  время  многие  понимали,  что  обучать    детей   грамоте  необходимо,  особенно  мальчиков:  они  будущие  солдаты. Помещения  для  школы  и  квартиры  учителя  арендовали  у  односельчан.  Вместо  парт – скамейки,   столы.  Так  начала  свое  существование  Окино – Ключевская    школа  первой  ступени.  

    Первой  учительницей стала в 1922г. Коряжкина Елизавета Павловна. Содержание учителя – за счет казны, а общество содержит помещение под школу, квартиру учителя и отопление.

    19 августа 1923 года Коряжкина Е.П. пишет заявление в Троицкосавский отдел народного образования о том, что она два года одна работает в Окино-Ключевской школе 1 ступени, испытывает много трудностей по разным вопросам, не может их решить, нет опыта. Посещаемость детей слабая, здание наемное, нет казенного помещения для школы и жилья. Просит перевести в школу, где есть еще учителя, чтобы набраться опыта. Ее переводят в Шарагольскую школу. (НАРБ, ф. 947, оп.1, дело 24)

    В 1923 г. учителем в школу назначена Рассохина Надежда Алексеевна, 1890г.р. В 1924 году она переведена в Ара-Киретскую школу.

    Большую работу по привлечению детей и их обучению вела Орлова (Соковикова)   Анна Ивановна, прибывшая в школу в 1925 г. она вела одна занятия в трех классах (около 50 детей), обучала грамоте допризывников. Именно она ставила вопрос о втором учителе и строительстве школы.

    На заседании Пленума Троицкосавского аймисполкома обсуждается вопрос о строительстве школы, все понимают необходимость, но средств не отпущено, предлагается изыскать на месте.

    На общем собрании граждан села Окино-Ключи 25 сентября 1927 года вновь поднимается вопрос о втором учителе. Симонов Амос Иванович предложил ходатайствовать о назначении второго школьного работника, т.к. Орлова А.И. более 40 человек обучать не может по норме школы, а детей школьного возраста в селе более двухсот. (НАРБ, ф.948,оп.1, д.12, л.31)

    В 1928-1929 учебном году училось 50 детей, из них 10 девочек.  Сельчане помогали школе: подвозили дрова, воду. Это активисты из молодёжи: Разуваев Пётр Яковлевич, Алексеев Никифор Прокопьевич, Куренков Лазарь Михайлович и многие другие. 

    В 1931 году в  начальных  классах  начинает работу     Рещикова  Мария  Ивановна.

    В 1932 году Окино-Ключевская школа получает статус семилетней, в этом же году  начато строительство типовой школы. Строительство велось на общественных началах. Каждый житель села должен  был предоставить одно бревно, одну доску, одну половицу…

    Школа постепенно обогащается кадрами. Работает уже 8 учителей. Хотя по-прежнему нет единого школьного здания, не хватает мебели, все делается своими силами, школьные журналы – ученические тетради, разлинованные учителями. Недостаточно учебников, школьных принадлежностей, но школа постепенно наполняется не только кадрами, но и учениками. 

    В 1933 году в школу прибывает Березовский Николай Федорович (родился в 1910 году, окончил Боханскую девятилетнюю школу и курсы учителей физики и математики в 1933 году) и назначается временно  директором, одновременно ведет  уроки математики и физики. В школе он проработал вплоть до 1938 года, а затем переведен завучем Бичурской средней школы. С 1934  по 1937 годы директор школы – Корнаков Сергей Михайлович. Ранее он закончил учительскую семинарию, работал в школах Троицкосавского уезда, был директором детского дома в Троицкосавске.

    В Окино-Ключах он преподает обществоведение, географию, историю, труд, физкультуру. В 1935 году после окончания Кяхтинского педтехникума в село приезжает Рещикова Анастасия Ивановна, младшая сестра Марии Ивановны Рещиковой.

    В 1936 году состоялся первый выпуск семилетней школы -  семь человек. Четверо выпускников школы поступили с Кяхтинское педагогическое училище.

    Считается,   если     в  школе  работают  учителя – бывшие  ее  выпускники,  то  эта  школа  хорошая: из  нее  не  бегут,  в  ней  остаются.   Первые  выпускники  семилетней  школы,  получив  педагогическое  образование,  вернулись  в  родную  школу:   Чуркина  Ирина  Варфоломеевна,   Швецов  Трофим  Георгиевич,  Коробенкова  Мария  Георгиевна, Разуваев  Павел  Осипович,  Степанова  Варвара  Васильевна,  Фоломеевы Антонина Васильевна и   Валентина  Васильевна, позднее – Разуваева  Августа  Прохоровна.   

    В 1936-1937 учебном году в школе было 326 учеников. Существовал пришкольный интернат, где проживали 38 детей, остальные 87 детей с периферии проживали на квартирах. При школе есть подсобное хозяйство, где содержатся лошади, колхоз выделил участок земли, где выращивается школьный хлеб.

    Число учащихся неуклонно растёт, и в 1937 году принято решение строить новую, большую школу.

    В Окино-Ключи едут учиться ребята из соседних школ: Топки, Харлуна, Билютая, Мангиртуя, Елани, Старых Ключей.

    В 1937 году приезжает по направлению учитель географии Веретельников Евгений Тимофеевич (1914-2006гг.) Родом  из Ульяновской области, Евгений Тимофеевич вспоминал, как впервые Министерство Просвещения РФСР направило молодых педагогов из городов европейской части Союза в Сибирь и на Дальний Восток. Так сибирское образование вышло на совершенно новую ступень развития.  А уже в 1938 году Веретельников Е.Т. назначается директором школы.

    Своим  задором,  молодостью учителя  вносили  свой   вклад  в  развитие  школы  и  культуры  села: готовили  концерты,  ставили    спектакли,  приобщали  детей  к  изучению  родного  края. 

    Примечательно, что классными руководителями в 5-7 классах в 1937 году были одни мужчины, которых, к сожалению, так не хватает в современной школе.

    Воспоминания выпускника школы 1939 года Петра Мартемьяновича Исаева: «Занятия в школе были интересными. Учителями,  в большинстве, были мужчины, прибывшие из европейской части страны после окончания институтов и педтехникумов. Директором был Корнаков Сергей Михайлович, потом его сменил Веретельников Евгений Тимофеевич, он же вел уроки географии. Математику преподавал Унтеров Иван Федорович, естествознание – Толкачев Иван Иванович, историю – Куфтин Дмитрий Герасимович. Работали в школе Матюшин Иван Борисович, Козлов Федор Степанович, Левхин Лев Залманович, Веретельникова Юлия Тимофеевна и др. Кружок краеведения возглавлял Толкачев И.И.. Ходили с ним по окрестностям села, интересовало все, что видели и наблюдали вокруг.  Я с большой благодарностью  вспоминаю учителей. Они заложили основы всей дальнейшей учебы и сознательной жизни…. Они были молодыми холостяками и мало чем отличались от нас, учащихся. Вместе с нами играли в волейбол, футбол, ходили на лыжах и на охоту за зайцами, участвовали в спортивных соревнованиях…. Международная обстановка была напряженной. На западе угрожала Германия. Поэтому военной подготовке уделялось большое внимание. Нас обучали пользоваться винтовкой, бросать гранаты и  по этим вопросам проводились районные соревнования. На одном из них я оказался победителем в стрельбе из пневматической винтовки – выбил 48 очков из 50-ти возможных. Меня наградили 50 рублями. Для того времени это была значительная награда…».

    «… Вид у нас был примерно такой: на ногах самодельные бескаблуковые мягкие, со стелькой из соломы, ичиги. Сверху стеганая ватная куртка или полушубок, подпоясанные самотканым поясом, под ним, сшитые вручную,  холщевые рубашки и штаны. На голове шапка из овечьей шкуры, на руках вязаные шерстяные рукавицы. Такая одежда детей считалась нормальной, но не всегда она была исправной, часто у многих детей своевременно не заменялась, была изношенной… »

    В  грозный  1941 год многие из учителей пополнили  ряды  Красной   Армии, так  же,  как  и их  ученики.

    В 1940 году в школу прибывает Соболев Василий Ефимович (1912-2002гг.), ведет уроки математики и исполняет обязанности директора школы, т.к. Веретельников Е.Т. назначается заведующим Бичурского отдела образования.  Соболев В.Е. – энергичный, с большими организаторскими  способностями человек и задачи перед коллективом ставит большие – качественно новый уровень обучения и воспитания подрастающего поколения, борьба с неграмотностью среди населения, активное участие в политической и культурно-массовой жизни села, повышение педагогического уровня квалификации путем  очно-заочного обучения.

    1941-1945 гг. - трудные годы для страны и тем более для образования. Нехватка учебников, голодное существование жителей села, бедность в большинстве семей заставляли многих  школьников бросить школу. Многие  классные параллели объединились. Однако семилетка продолжала свою жизнь. Директорами школы в эти годы были Смирнова Екатерина Ивановна, Соболева Полина Ефимовна, Бурдуковская Марина Максимовна.

    Школа, чем могла, помогала  колхозам, были сформированы  четыре бригады из учащихся. После работы проводилось практическое изучение противовоздушной и химической обороны, военно-санитарного дела, строевой подготовки. В колхозе им. Куренкова бригадами руководила Макарова М.М., в колхозе им. Рогозина – Фоломеева А.В. В 1944г.  при школе было организовано  добровольное общество «Смена». Работало пять секций: «Гимнастическая» (рук. Дереза Н.Ф.), «Конькобежцы» (рук. Протасова В.В.), «Штыковой бой» (рук. Дереза Н.Ф.), «Народные танцы» (рук. Малина А.В.), «Лыжная» (рук. Хвостова М.А.). Военному делу обучались все учителя, завуч и директор.

    Послевоенные годы тоже были нелегкими. Дети постепенно стали возвращаться в школу, но не хватает кадров, учебных помещений. Эти задачи приходилось решать новому директору школы  Седенковой Надежде Федоровне и вверенному ей коллективу.

    К началу 50-х годов школа вновь  пополняется учителями и учениками. Особенно  в  большое  пополнение  было учительского  состава    из  числа  бывших  выпускников    родной  школы:  Москвитина М. А.,  Коробенкова   Н. Е., Михайлова  Г. А., Чуркина  А. Н., Разуваева  М. Л.,  Смольская  О. И.,  Смольская  М. И.

    В 1951 году было восемь 5-х классов. Ставится вопрос о школьном здании. Тогда по решению руководства села и района построенное новое двухэтажное здание под общежитие рабочих МТС передаётся школе.

    В  1953  году  школа  стала  средней. Руководитель -  Баженов Марк Федорович.   С  европейской  части  страны  прибывают   молодые  специалисты  с  высшим, неполным  высшим,  со  средним  образованием. Некоторые  из  них  приобрели  здесь  вторую  родину: Большакова  Н.  Я., Козлова  Л.  И.,  Михидова  Т.  В.,  Трифонова З.  И., Филиппова  М.  С.      

    Обучалось  в  школе в  то  время   более  700 учащихся, в том числе и    дети  из  близлежащих  сел,  большинство  из  них  проживало  в  интернате, где воспитателем работала Кириллова И.П.

       В  60-е.  годы  колхозам  и  совхозам  требовалось много   механизаторских  кадров.  В  школах  было  введено  производственное  обучение.   Окино – Ключевская  школа  получила  трактор,    набор  сельскохозяйственной  техники,    учебные  пособия.  Учителем  этой  дисциплины  в  1964  году  был  принят  Алексеев  Иван  Иванович, человек,  который  имея  начальное  образования,  прошел  курсы  трактористов,  шоферов,  три  года  отдал  службе  в армии,    без  отрыва  от  производства  закончил  среднюю  школу,   затем   в  техникуме  отделение  «Механизация  сельского  хозяйства»  и,  наконец,    факультет  «Общетехнические  дисциплины  и  труд»  Бурятского  Государственного  педагогического  института.  Иван  Иванович   отдал   26  лет своей  жизни    делу подготовки    механизаторов   сельского  хозяйства.  Выпускники  школы,  получив  права,   гордились  рабочей  профессией, многие    из  них  стали  примерными  рабочими  совхоза, трактористами, шоферами: Поляков Анатолий Савельевич, Судомойкин Дмитрий Савельевич, братья Симоновы, Иван и Василий Савельевичи, и др.

    Школа   была  и  есть  в  числе  лидеров  спортивного  движения.  Немало  из  стен  школы  вышло  разрядников  по  легкой  атлетике,  шахматам,  шашкам.  А  волейбол – « наша  национальная  игра» - шутят  выпускники.    Физическому  воспитанию  отдавали  свои  силы  и  знания  в  свое  время   Маркаков  Сократ  Яковлевич,  Оленников  Николай  Дмитриевич,  Кириллова  Ираида  Петровна,  Князькова  Лидия  Александровна, много  лет  этому  делу   посвятил  Разуваев  Иосиф  Акимович.  Его  же  заслуга  и в     патриотическом  воспитании,  где    главную   роль играли  уроки  начальной  военной  подготовки,  организация военно-патриотических игр «Зарница» и « Орленок», туристические слеты.  Эти  мероприятия  проходили интересно,  с  воодушевлением.

          За  все  эти  годы  из    стен  школы   с   Аттестатами  зрелости    вышли   на  большую  дорогу  жизни    более 1600   выпускников – это  хлеборобы,  строители,  врачи,  инженеры,  учителя,  ученые,  бизнесмены,   немало и тех,  кто  посвятил  свою  жизнь  армии,  флоту,  охране  правопорядка.

    За все время работы школа выпустила 48 медалистов, из них в данное время пять – педагоги Окино-Ключевской школы.     

    В  настоящее  время  в  школе  трудится  19 педагогов,  14  из  них -   ее  выпускники.  

    Образование и формы обучения

    Школа работает в одну (первую) смену. 

    Начало учебных занятий 8.10, после окончания учебных занятий (не ранее, чем через 30 минут) начинается внеурочная деятельность, работают кружки и секции. 

    Пропуск учащихся в школу с 8-00.

     Школа работает 5 дней - понедельник-пятница, выходные дни - суббота, воскресенье, в праздничные дни школа не работает. 

    В каникулярные дни общий режим работы школы регламентируется приказом директора.

    Начало учебного года – 1 сентября 2023 г.

    Продолжительность учебного года:

    1  класс – 33 недели

    2 - 11 классы – 34 недели

    Продолжительность учебной недели:

    1-4 классы – понедельник – пятница (5 дней)

    5-11 классы – понедельник – пятница (5 дней)

    Промежуточная аттестация проводится в соответствии с учебным планом МБОУ Окино-Ключевская СОШ на 2023-2024 учебный год; 

    Государственная итоговая аттестация 11 классов проводится в соответствии  с единым расписанием проведения единого государственного экзамена в 2024 году.

    Государственная итоговая аттестация 9 классов проводится в соответствии  с единым расписанием проведения основного государственного экзамена в 2024 году.

     Сроки каникул:

    осенние каникулы: 28.10.2023 - 06.11.2023 

    зимние каникулы: 30.12.2023 - 07.01.2024 

    весенние каникулы: 16.03.2024 - 24.03.2024 

    дополнительные каникулы для обучающихся в 1 классе: 17.02.2024 - 25.02.2024 

    летние каникулы: с 27 мая  по 31 августа 2024 г.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie